Одежда тесно связана с модой, которая отражает представления людей о красоте, характерные для данного времени и определённых общественных условий. С развитием человеческого общества эти взгляды меняются, следовательно, постоянно меняется и мода. Одежду подбирают индивидуально, основой для её выбора служат личный вкус человека и мода. Умение хорошо одеваться — своеобразное искусство. Для того чтобы овладеть им, мало знать требования моды (о которых можно справиться в журналах мод и в соответствующих разделах периодических изданий), необходимо также постоянно совершенствовать и развивать свой вкус. В этом большую роль играют общая культура человека, его моральные и нравственные принципы, его художественные интересы и склонности.
Одним из наиболее распространённых определений хорошего вкуса в одежде служит элегантность. Понятие элегантности в первую очередь связано с правильным, гармоничным по цвету и формам ансамблем, т. е. сочетанием одежды с обувью, головным убором, сумкой, перчатками. Элегантность костюма предполагает и меру в отделках, деталях, украшениях, количестве и характере сочетаемых цветов. Гамма модных цветов в современной одежде, как правило, включает несколько различных групп цветов и оттенков. Добиться элегантности легче, сочетая тональные и сближенные (беж с коричневым, голубой с синим), а также мягкие, пастельные цвета (нежные жёлтые, розовые, салатные, серебристо-серые, белёсо-сиреневые и т. п.). Элегантным считается и сочетание черного или синего с белым цветом. Они образуют чёткий и резкий контраст, при котором очень важно соблюдать определённые пропорции каждого из цветов в модели или в ансамбле.
В понятие элегантности входит не только определение красоты одежды, но также уместность её применения в конкретных условиях: соответствие занятиям человека, его возрасту и т. п.
В противоположность элегантности в одежде существует понятие вульгарности, как проявление дурного вкуса (например, вульгарно выглядят в рабочей обстановке большие серьги, блестящие броши и многочисленные кольца, крикливые, яркие, не сочетающиеся цвета в ансамбле, большие декольте и прозрачные блузки, слишком узкие джемперы, юбки или брюки и т. п. — все преувеличения и искажения моды).
Некоторые люди, отрицающие современную моду, полагают, что они одеваются «не по моде», но они заблуждаются. Вне моды костюма не существует: можно носить одежду по последней моде, а можно предпочитать слегка или сильно устаревшие модели. Одежда не должна делать человека смешным в глазах окружающих, а это, в первую очередь, зависит от правильно сложившегося вкуса. Слишком модная одежда, так же как и слишком устаревшая, всегда выглядит неестественно, вызывающе. Одежда не только украшает (или портит) внешность, но и отражает отношение человека к окружающим. Небрежная, а то и неряшливая одежда в праздничной обстановке, например, указывает на пренебрежение её владельца к окружающим.
Вкус в одежде проявляется также в умении человека критически относиться к себе, знать свои недостатки и учитывать их при выборе костюма. Для правильного выбора одежды необходимо помнить и о возрасте. Молодёжь может носить одежду яркую, несколько даже экстравагантную, преимущественно спортивного или фольклорного стилей. В возрасте 30 лет женщины должны хорошо знать свою внешность, уметь выбрать одежду, подчёркивающую их привлекательность. После сорока лет рекомендуется не забывать о том, чтобы скрыть некоторые недостатки, приходящие с годами. Молодым полным женщинам не следует ограничиваться в одежде скучными и тем более тёмными тканями, считая, что это скрадывает полноту. Главное — соблюдать меру в формах и цвете одежды. Пожилым полным женщинам не следует избегать светлых тканей, но они должны быть неярких тонов.
Вкус и понимание рационального отношения к одежде необходимо развивать с детства. Воспитание вкуса у детей должно происходить одновременно и на основе правильного выбора одежды для самого ребёнка и на примере одежды родителей. Для детей нужно приобретать красивую и удобную одежду по размеру. Бытующее представление о том, что ребёнку следует покупать одежду «на вырост», неправильно. Такая одежда уродует фигурку ребёнка, делает её смешной и неуклюжей, а когда она становится впору, то уже почти изношена. Покупая детскую одежду по размеру, надо со временем выпускать на рукавах и снизу запасы ткани.
По назначению одежду можно разделить на несколько групп: повседневная — для работы и домашняя; нарядная и торжественная; одежда для занятий спортом и отдыха за городом. Кроме того, существует ещё сезонная одежда и специальная производственная одежда.
Для повседневной одежды рекомендуются разнообразные ткани, трикотажное полотно и другие материалы, в т. ч. кожа или замша, как натуральные, так и искусственные, искусственные меха и комбинации различных материалов в одном изделии. Предпочтительны спокойные, тёмные и светлые оттенки модных цветов, некрупные и мелкие рисунки на тканях, чаще полосы и клетки, чем цветочно-растительный орнамент, уместный чаще всего в летней одежде.
Домашнюю одежду обычно шьют из хлопчатобумажных, штапельных, полушерстяных тканей, тканей из химических волокон спокойных, мягких тонов с гладкой фактурой или ворсистой поверхностью. Могут быть использованы ткани с классическим рисунком в горох, полоску, клетку. Отделка такой одежды должна быть простой: цветные канты, тесьма, вязаные детали — манжеты, воротники. Женщинам для дома рекомендуются платья, блузки с юбками или брюками, платья-халаты. Необходим для дома фартук. Но нужна и изящная, хотя и простая, одежда для отдыха в домашнем кругу. Это может быть платье прямого покроя, длинная юбка (зимой — тёплая, летом — лёгкая и яркая), брюки свободной, но ладной формы, блузка, жилет или жакет, простёганные из двух недорогих тканей так, что их можно носить на обе стороны. Для домашнего досуга удобны шали и платки.
Мужчинам для дома рекомендуются прямые свободные куртки с поясом или хлястиком, свободные рубашки из хлопчатобумажной фланели, вельвета, льна. Летняя одежда может быть более светлой и яркой (с
полосками, клетками), чем зимняя. Брюки для дома можно сшить из
однотонных недорогих тканей типа джинсовых, штапельных, полушерстяных
или из вельвета. Для холодного времени удобны куртки или жилеты, как
вязаные, так и из тонких однотонных тканей, простёганных с ватином или
синтетической ватой. Пожилым мужчинам лучше использовать традиционные
цвета — коричневый, серый, беж, синий; молодым — ещё и зелёный (тёмный
или светлый, хаки), тёмно-красный, лиловый.
Одежду для работы шьют из
любых тканей и материалов, за исключением парчи, шёлкового бархата и
тканей или трикотажного полотна с блестящей нитью (люрексом, рексором и
т. п.). Женщинам для работы особенно удобны костюмы и комплекты, которые
можно варьировать в течение рабочей недели. Для комплекта нужно
предусмотреть наличие в гардеробе юбки, брюк, джемпера, свитера,
жилета, сарафана, блузок, жакета, куртки.
Длина и пропорции любого
изделия зависят от индивидуальных особенностей женщины — её возраста,
роста, объёмов и пропорций фигуры. Из отдельных предметов можно
составить любую композицию кoмплeктa, что позволяет регулярно освежать
рабочий костюм и одеваться разнообразно. Традиционной одеждой остаются
костюмы, платья и платья-костюмы. Костюм может быть сшит из одной ткани
или скомбинирован из двух-трёх подходящих друг к другу тканей. Костюм
позволяет разнообразить одежду благодаря смене блузок, джемперов.
Платья и платья-костюмы для работы обычно шьют в спортивно-деловом стиле
— с карманами, застёжкой на пуговицах или длинных застёжках-«молниях».
Удобны платья и платья-сарафаны, которые носят с блузками, тонкими
свитерами («водолазками») или джемперами. Их шьют из шерстяных тканей
или шерстяного и шерстоподобного (из химических волокон) трикотажного
полотна. Для тёплого времени года используют не только иные ткани, но и
иной стиль — более женственный, романтический, некоторые элементы
фольклорного. Удобны жакеты, похожие на мужские пиджаки, но сшитые из
лёгких тканей. Отделкой одежды для работы могут служить белые (и
светлые) воротники и манжеты, краевая плотная тесьма, отделочные канты и
рулики, разнообразные пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, пояса.
Для
работы рекомендуются ткани светлых, насыщенных или сложных цветов и их
сочетания. Лучше всего плотные ткани и трикотажное полотно, хорошо
сохраняющие форму или подвижные, разреженные, немнущиеся. Летняя одежда
должна быть из лёгких и мягких материалов — тонкого полотна, маркизета,
тонкого шёлка, в т. ч. и трикотажного полотна. Кроме гладкого
трикотажного полотна (однотонного или набивного) одежду для работы
можно шить из жаккардовых или набивных (со спокойным рисунком) тканей и
тканей из натуральных, иногда смешанных с химическими, волокон — льна,
хлопка, шёлка. Не выходят из моды разнообразные джинсовые ткани. Для
лета лучше светлые и мягкие.
Мужчинам для работы рекомендуются
комбинированные костюмы: пиджак из ткани с рисунком (например,
твидовой) и брюки из более тонкой ткани гармонирующего цвета. Такой
костюм может включать и жилет из ткани пиджака или брюк. Там, где
характер работы это допускает, очень удобны куртки и трикотажные жакеты. Куртки из тканей делают с отделками трикотажем и кожей. Так же, как для пиджаков, для курток хорошо использовать грубоватые полушерстяные ткани типа твида с рисунком в крапинку, ёлочку, очень мелкую клетку. У курток, трикотажных жакетов и пиджаков на рукавах делают кожаные накладки, предохраняющие от протирания («заплаты»), их надо подбирать по цвету в тон ткани. Удобны для работы пиджаки и куртки из кожи, как натуральной, так и искусственной, вязаные жакеты и джемпера из шерстяного и смешанного волокна.
Мужские сорочки для работы очень разнообразны — однотонные в широкой гамме цветов, клетчатые и с тонкими или блеклыми полосами. Модны как светлые, пастельные, так и насыщенные цвета — коричневый, зелёный, тёмный терракот и чёрный. Белые сорочки носят вечером в сочетании с официальным или выходным костюмом. Не следует на работу носить сорочки с цветочным орнаментом — они предназначены для отдыха летом.
Носки подбираются в тон костюма или обуви. Они лучше сочетаются с одеждой, если имеют один цвет или малозаметный рисунок.
К повседневной одежде относят и верхнюю одежду: пальто всех видов, плащи и куртки для улицы. Для верхней одежды используют традиционные шерстяные ткани, искусственные и натуральные кожу и меха, плащевые ткани — от капроновых (типа «болоньи») до хлопчатобумажных со специальной водоотталкивающей обработкой.
Женские зимние пальто традиционного типа шьют из шерстяных однотонных облегчённых тканей с шерстистой, ворсовой, гладкой застилистой или слегка буклированной поверхностью. Для воротников, кроме пушистого меха (лиса, песец, норка и т. п.), используют каракуль. Пальто спортивного стиля шьют из пестротканых материалов типа твида с меховой отделкой (каракуль, норка) или меха (искусственного или натурального). Зимние пальто могут иметь приталенный, полуприлегающий, прямой (в т. ч. с поясом) или трапециевидный силуэт. Для пальто спортивного стиля основным служит прямой силуэт.
Демисезонные пальто ещё более разнообразны, чем зимние. Кроме традиционных классических моделей пальто спортивного стиля, сюда входят полупальто, которые носят с брюками или тёплыми юбками, пелерины, бесподкладочные и двусторонние пальто, модели из натуральной или искусственной кожи и замши, из искусственного низковолосового меха, из дублированных (сдвоенных) материалов. Традиционные, классического типа модели шьют из облегчённых драпов и ворсистых шерстяных тканей, как однотонных, так и с рисунком (клетки, полосы) или из пестротканей типа твида. В таких моделях используют модные детали и линии, они рекомендуются для женщин среднего и старшего возраста. Полупальто, пелерины и другие менее традиционные варианты демисезонной одежды рекомендуются молодым женщинам и тем, кто предпочитает спортивный стиль одежды.
Особую группу верхней одежды составляют пальто, полупальто и куртки из лёгких непромокаемых тканей на утепляющей синтетической ватке, искусственном меху или другом лёгком утеплителе. Это — межсезонная одежда, которую можно носить и зимой, и в переходное время — осенью, весной. Её шьют из различных плащевых тканей и отделывают стёжкой, краевой строчкой, металлической и пластмассовой фурнитурой (кнопки и застёжки-«молнии»). В моделях используют детали спортивного характера, как правило, имеющие функциональное значение. Это — карманы, капюшоны, стягивающие пояса, хлястики, паты, шнуры, кокетки, шлицы, съёмные подкладки и т. п. Характерны свободные проймы рукавов и расширенная мягкая линия плеч.
Плащи в современном гардеробе вытеснили летние пальто. Они делятся на плащи-дождевики (из плёночных материалов или типа «болонья») и плащи-пальто, которые носят не только летом, но и осенью или весной, если они имеют съёмные утепляющие подкладки из шерстяной ткани или искусственного меха. Плащи шьют из тканей различных цветов.
Костюмы, жакеты и лёгкие куртки стали неотъемлемой частью гардероба для улицы. Их носят не только с юбками, но и с брюками. В зависимости от сезона для этой одежды используют шерстяные, плотные хлопчатобумажные (в т. ч. бархат и вельвет), смешанные ткани, включая плащевые. Здесь используются, в основном, одноцветные ткани или с рисунком в мелкую клетку, узкую, нерезкую полосу. Жакеты костюмов и одиночные, похожие на мужские пиджаки, имеют среднюю длину, небольшую, иногда едва заметную, приталенность, чёткую прямую линию плеч. Куртки имеют мягкую, свободную, прямую или стянутую в бёдрах форму. Они могут быть одинарными, на подкладке или двусторонними (из 2 тонких материалов). Модели носят выраженный спортивный или спортивно-деловой характер: обязательны карманы, стягивающие манжеты или паты, притачной или продёрнутый по низу пояс, кнопки, «молнии» и т. п.
Юбки, как шерстяные, так и из других тканей, разнообразны: прямые узкие с разрезами или одной складкой, в складку, группами или вкруговую, с запахом на одну сторону, плиссе, трапеция, клёш, в сборку, с воланами и т. д. Длина юбок меняется в зависимости от моды и сезона: летом — короче, зимой — длиннее. Для молодых возможна длина выше колен.
Женские брюки тоже разнообразны. Они могут быть прямыми, узкими внизу, широкими сверху, шароварами. Их шьют из различных тканей (см. статью Брюки).
Мужские пальто из шерстяных тканей в традиционном классическом стиле или спортивные чаще предназначаются мужчинам среднего и старшего возраста. Их шьют хотя и из облегчённых, но классических тканей (драп, велюр, ратин, диагональ и т. п.). Для спортивных моделей, кроме того, широко применяют пестроткани, в т. ч. твид. Для молодых мужчин предпочтительнее полупальто, кожаные (из натуральных и искусственных материалов) пальто и зимние полупальто из искусственного меха. Полупальто и большие куртки из плащевых материалов, в т. ч. стёганые, со съёмными утепляющими подкладками и на различных утеплителях, всё чаще заменяют традиционную верхнюю одежду. Здесь преобладает спортивный стиль со всеми характерными для него деталями (кокетки, капюшоны, многочисленные карманы, пояса, хлястики, шнуры, паты, кнопки и т. п.).
Мужские плащи сохраняют традиционные формы, например такие, как «макинтош», или их шьют по типу обычных пальто.
Для улицы используют и свободные мягкие куртки из шерстяных тканей типа сукна или клетчатых пестротканей, а также из плащевых смесовых тканей.
Женская нарядная одежда — индивидуальная, не допускающая стандартности и одинаковости. Различают несколько специфических видов нарядной одежды: для отдыха, летняя нарядная, вечерняя для любого сезона, для торжественных случаев. В зависимости от назначения используют и различные ткани: натуральный и искусственный шёлк, шерсть, трикотажное полотно из различных волокон и специальные вечерние — шёлковый бархат, парча, полотно с блестящими нитями и т. п.
Одежда для отдыха (как в отпускное время, так и в свободное от работы в течение года) несколько наряднее повседневной. Она может быть более тщательно выполнена в соответствии с последней модой, но по формам достаточно простой — это те же платья, костюмы, комплекты, которые носят и в рабочей обстановке. Нарядность ей чаще всего придают украшения: искусственные цветы, броши, бусы, цепочки, браслеты и т. п. В такой одежде можно пойти в театр, музей, на выставку, в гости. Со временем, без специальных украшений, её можно будет носить как повседневную. Для этой одежды подходят шерстяные и плотные шёлковые ткани, а также трикотажное полотно. Это — наиболее применимая в нашей жизни одежда, её можно своевременно обновлять и вместе с тем не загромождать свой гардероб ненужными, редко надеваемыми вещами, выходящими из моды раньше, чем их износят.
Летняя нарядная одежда имеет различное назначение — для города и для отдыха в отпускное время. Рекомендуются шёлковые лёгкие ткани, гладкие и с набивным рисунком, яркий ситец, сатин, штапель, маркизет, поплин, шёлковый трикотаж, сорочечные смесовые ткани.
Вечерняя одежда для любого сезона — это одно-два платья или костюма, которые бывают нужны только несколько раз в году. Их шьют из бархата, парчи, блестящих или полупрозрачных тканей и трикотажного полотна. Такую одежду не рекомендуется носить днём. Платья могут быть длиннее повседневных или обычной, модной длины. Здесь уместны сложные покрои, открытые плечи, руки, шея и т. п. К этой одежде подходят дорогие украшения и блестящая бижутерия. Одежда для торжественных случаев бывает нужна сравнительно редко. Обычно же эта одежда создаётся по конкретному поводу и практически служит один или несколько раз. Для неё выбираются самые эффектные ткани. Большую роль играет отделка — кружева, ленты, тесьма и разнообразные вышивки — шёлком, бисером, шнуром и т. п. Одежду могут дополнять отделки из бархата, кружев, меховые пелерины, палантины, горжетки, которые надевают даже в летнее время. Такая одежда требует тщательного подбора дополнений и украшений. Обычно эту одежду делают длинной или очень удлинённой (ниже икр ног). Возможны комплекты с брюками; на туниках или жакетах можно сделать высокие разрезы.
Нарядная одежда мужчины менее разнообразна. Чаще всего она представляет собой традиционный по форме, но с модными деталями костюм, нарядную светлую (чаще — белую) сорочку с модным галстуком или галстуком-«бабочкой». Украшениями служат запонки и булавки для галстука. Для нарядного костюма используют зимой ткани тёмных оттенков, а летом — светлые с узкой полосой или в мелкую тональную клетку. Возможно применение и комбинированных костюмов — пиджак с жилетом из одной ткани, а брюки из другой. Вечерний костюм может быть сшит из лёгкой шёлковой или полушёлковой ткани, а также из тканей с эффектами мерцания (тусклого блеска). Для торжественных случаев воротник и лацканы однотонного костюма могут быть отделаны атласом того же цвета.
Спортивную одежду используют не только для занятий спортом, но и для прогулок за городом, а также во время отдыха. Для спортивной одежды рекомендуются ткани и трикотаж не только тёмных цветов, но и светлых, ярких, насыщенных и в контрастных сочетаниях. Зимняя одежда должна непременно включать свитер, утеплённую куртку из непромокаемой ткани, закрывающую бёдра, и брюки из эластичной ткани. В летний спортивный комплект должны входить: лёгкая куртка, брюк из плотной хлопчатобумажной ткани, шopты, трикотажные майки или хлопчатобумажные блузки типа мужской сорочки, купальные принадлежности. Удобны и юбки-брюки или брюки длиной до колен («бермуды»). Для занятий определёнными видами спорта используют специальную одежду и обувь.
В течение последнего десятилетия выделилась молодёжная одежда. Базируясь на общих модных формах, она имеет и свои характерные особенности. Прежде всего она объединяет одежду для подростков и юношества от 15 до 20 – 25 лет. Гардероб людей этого возраста не разделяют строго на повседневный и выходной: Преобладает спортивный стиль, фольклорный и романтический для девочек и девушек. Многие предметы одежды совершенно универсальны как для девушек, так и для юношей: свитеры, джемперы, майки, жилеты, брюки (вельветовые и джинсы), куртки (лёгкие типа «ветровок» и теплые, стёганые), рубашки (типа«ковбоек»). Одинаковы и некоторые виды дополнений, например обувь (кроссовки, полуботинки), трикотажные шапочки, кепи и панамы, сшитые из тканей, шарфы, гольфы. Молодёжная одежда отличается большей яркостью цветосочетаний, произвольным (хотя и в рамках гармонии) сочетанием предметов в ансамбле, в т. ч. и смешением разностильных вещей (например, спортивные брюки и блузка с рюшами или фольклорная с вышивкой, юбка в сборку из набивной ткани и спортивная куртка или свитер и т. п.). Среди новых видов одежды следует выделить жилеты всех типов, комбинезоны для разных сезонов, полукомбинезоны в т. ч. джинсовые, брюки различных форм, объёмов и длин (для девушек). Нарядная одежда представляет собою традиционные формы: (платье для девушек, пиджак или парный костюм для юношей) или романтические фольклорные модели. Для выпускных балов и знаменательных дат одежду для девушек шьют в романтическом стиле (с оборками, кружевом лентами, вышивкой), а для юношей шьются кроме костюмов лёгкие, но не яркие куртки, светлые однотонные рубашки.
Большое значение для внешнего вида одежды имеет нижнее бельё. Под одежду из теплых тканей нужно надевать гладкие комбинации кружев, под светлую одежду — только светлое в тон бельё, под прозрачную одежду — плотное гладкое бельё без рисунка и отделки, телесного цвета. Женщинам, которые носят брюки, нужно вместо комбинации надеть короткую рубашку или майку, вместо чулок — колготки. Женщинам необходимо следить, чтобы бельё не искажало фигуру, это, в первую очередь, относится к формам бюстгальтеров и поясов. Полным женщинам лучше носить грации и полуграции. Бретели должны быть правильно натянуты и достаточно широки. Мужчинам рекомендуются короткие белые или цветные трикотажные трусы, а в зимнее время трикотажные полукальсоны (до колен) и тёплые высокие носки (гольфы).
Выбор одежды к лицу и фигуре требует знания некоторых основных законов взаимодействия одежды с внешним обликом человека. Первое обязательное правило — самокритичное отношение к своей внешности. Второе — знание того, что нужно скрыть или зрительно видоизменить. К 30, 40 годам каждая женщина должна выработать определённое направление в своей одежде (стиль) и, придерживаясь его, чувствовать себя уверенно и спокойно.
Очень полным женщинам не рекомендуется носить слишком короткую одежду, обтягивающую формы, пышные, со сборками на бёдрах юбки, широкие внизу рукава, тонкие шёлковые трикотажные платья (блузки — можно); ткани с крупным рисунком, ярко блестящие ткани.
Уход за одеждой. Культура одежды включает и умение ухаживать за ней. Аккуратность, чистоплотность обязательны для человека, стремящегося быть хорошо одетым. Нельзя носить платья и костюмы неотутюженные, в пятнах, залоснившиеся в отдельных местах. Самую модную сорочку или блузку нельзя надевать, если воротничок и манжеты потеряли свежесть, помялись и загрязнились. Нужно тщательно следить за пуговицами, чтобы они всегда были прочно и аккуратно пришиты, своевременно зашивать и, если нужно, подштопывать порвавшиеся места. При необходимости надо подшивать подмышники, укреплять места пришива пуговиц ровными кусочками прочной ткани, а на повседневной одежде из трикотажа под мышками и на локтях нашить кусочки кожи. Кожа или замша могут быть искусственными (например, от старой сумки) и не обязательно точно совпадать по цвету — эти заплатки, если их красиво оформить, могут стать декоративными деталями.
Чтобы юбка или брюки не вытягивались, их надо своевременно утюжить, а также давать им «отдохнуть», выветриться после 2 – 3 дней носки. Это относится и к другим предметам одежды, особенно шерстяной и из химических волокон, т. к. такая одежда впитывает запахи (например, табачного дыма и др.) и становится от этого несвежей.
Трикотажные изделия нужно хранить аккуратно сложенными на полках или в ящиках шкафа, а не на вешалках. Необходимо следить, чтобы вешалки не растягивали рукавов и ворота платья. Ворот, если он растягивается, скользя на «плечиках», можно скрепить тесьмой. Если вешалка мала или имеет острые углы, нужно приделать к ней картонные крылышки. Для юбок и брюк нужны специальные вешалки. На одежду с меховой отделкой или меховое пальто нельзя вешать другие предметы одежды — мех может помяться. При смене сезонов вещи нужно привести в порядок (вычистить, выстирать, отгладить), аккуратно сложить, пересыпать или проложить средствами от моли и убрать до следующего сезона (2 – 3 раза нужно проверить сохранность вещей, особенно меховых и шерстяных изделий).
Условные обозначения на ярлыках — это указания, как стирать, сушить, чистить, гладить вещь, к которой они прилагаются.
Значки, обозначающие условия стирки, — указанная цифра означает, в воде какой температуры можно стирать эту вещь в машине. Если на рисунке изображен тазик с опущенной в него рукой — стирать вещь нужно только вручную при температуре не более 40 °С, быстро, не выкручивая.
Словарь моды. С давних времён мода порождала новые слова для обозначения её характерных признаков; на каждом отрезке времени складывался специальный словарь таких слов. Существует он и в нашем обиходе. Чтобы лучше ориентироваться при выборе одежды, правильно понимать рекомендации модных журналов, точнее выражать свои пожелания в ателье или у портнихи, необходимо знать значения хотя бы основных терминов, названий (в т. ч. и разговорных), которые употребляются в наши дни применительно к одежде, обуви, трикотажным изделиям и т. п. Ниже приводится небольшой словарь терминов современной моды, которые встречаются в модных журналах и употребляются в быту.
Ансамбль (ансамбль одежды) — набор предметов, гармонически сочетающихся по назначению, цвету и материалам. Этот термин, гл. обр., обозначает сочетание не только отдельных предметов одежды, но и их дополнение обувью, головными уборами, изделиями текстильной и кожевенной галантереи, бижутерией и другими украшениями.
Апаш — форма воротника, соединяющего одним углом собственно воротник и небольшие отвороты. По этой форме воротника называют и рубашки-апаш.
Апрески (буквально: после лыж) — тёплые полуботинки или сапожки, предназначенные для зимних прогулок. Обычно имеют непромокаемую подошву и тёплый верх из войлока, непромокаемой ткани, меха или кожи. Мунбутсы («лунники», или «дутыши») — сапоги с резиновым низом, похожим на калоши, и тёплым стёганым непромокаемым верхом,; тоже возникли как апрески.
Батник — бытовое название женских блузок в стиле мужских сорочек. Название произошло от искаженного английского «батндаун» — «пуговицы до низу». Предложены в 1965 – 66 годах французским модельером Жаном Буске (псевдоним и торговая марка «Кашарель»).
Бермуды — разновидность узких лёгких, коротких (до колен) брюк, предназначенных в основном для летнего отдыха. Шьют их из одноцветных или с рисунком лёгких тканей и носят с майками (мужчины), туниками или просто купальными бюстгальтерами (женщины).
Блейзер — мужской пиджак классического стиля, однобортный или двубортный. Традиционные блейзеры шьют из однотонной ткани синего цвета с золотыми или серебряными пуговицами. Носят блейзер с белыми (всех оттенков) брюками летом и серыми (обычно фланелевыми) в любое время года. Этот пиджак требует светлой гладкой рубашки, тщательно подобранного галстука и элегантной обуви. Женские жакеты в этом же стиле тоже называют блейзерами.
Блузон — короткая куртка, низ которой заканчивается притачным поясом, а рукава — притачными манжетами с застёжкой на пуговицы или кнопки. Их могут носить и мужчины и женщины в любое время года.
Гетры (гамаши) — предмет одежды, дополняющий обувь и покрывающий ноги от ступней до колен или несколько выше. Цветные трикотажные гетры носят со спортивной обувью или используют для спортивных занятий.
Годэ — клинообразные вставки в нижнюю часть прямых или расширенных юбок. Они могут быть выкроенными по косой нити или отделаны плиссирфовкой.
Гольфы — этим словом обозначают несколько разновидностей предметов одежды или их деталей, в прошлом связанных со стилем одежды для игры в гольф:
- брюки гольф — короткие, раньше преимущественно клетчатые, чуть ниже колен, с притачными манжетами, застёгнутыми на пуговицы. В современной моде эта форма используется в женской, чаще всего молодёжной одежде. Такие брюки можно сшить из любых тканей;
- складка гольф — односторонняя спереди на юбке, а на спинке куртки — боковые складки, начинающиеся у плечевого шва или кокетки и зашитые на поясе у талии. Оба варианта обеспечивают свободу движения;
- чулки гольф — короткие чулки или длинные, до колен, носки. По верхнему краю — резинка.
Декольте — вырез горловины женского платья. В современной одежде воротником обычно не обрамляется. Декольте может иметь различную форму, быть только спереди, только на спине или открывать одновременно и плечи —«большое декольте».
Декор одежды — украшение, художественная отделка с помощью изобразительных, в том числе и орнаментальных мотивов: напечатанных рисунков, вышивки, аппликации (см.). Декором одежды служат также набивные и вытканные узоры тканей, вывязанные рисунки на трикотаже и украшающие детали — воротнички, банты, пояса.
Джемпер (то же, что пуловер) — трикотажная кофта, которую надевают через голову. Вырез горловины может иметь округлую, овальную, У-образную форму; иногда отделывается отложным воротником.
Джинсовый стиль. Наиболее часто выражает спортивную направленность массовой одежды. Отличительные черты — специфический крой: краевая строчка по швам и деталям, накладные карманы, металлические пуговицы-заклёпки, кнопки, «молнии». Одежду в этом стиле не обязательно шьют из традиционной джинсовой ткани, подходит любая плотная хлопчатобумажная ткань или вельвет.
Джинсы — брюки из плотной хлопчатобумажной ткани, первоначально тёмно-синего цвета (т. н. индиго). Они были рабочей одеждой американских фермеров и докеров. В конце 50-х — начале 60-х годов вошли в моду, а к началу 70-х годов стали любимой одеждой молодёжи всего мира. Считают, что название «джинсы» происходит от итальянского порта «Дженова» (Генуя), откуда джинсовую ткань вывозили в Америку. По месту производства во Франции ткань имеет и другое название: «деним» («из Нима»).
Диско — молодёжная одежда для танцевальных вечеров, дискотек. Платья, брюки, блузы, комбинезоны шьют из лёгких, иногда блестящих тканей или трикотажа, в том числе со спандексом.
Кап — накидка без рукавов, одна из разновидностей верхней одежды, свободной, расширяющейся книзу формы.
Кардиган — удлинённый жакет без воротника. Название происходит от английской мужской одежды для досуга, которую носили в начале XIX века, а затем так стали называть и вязаный шерстяной джемпер в спортивном стиле. Термин вновь вошел в моду в связи с появлением цветных и трикотажных изделий, варьирующих форму такого жакета.
Капюшон. Деталь одежды, которая надевается поверх головного убора или вместо него. Пришивается или пристёгивается — на пуговицы, кнопки, «молнии» — к горловине одежды или под воротник. Широко используется в самых разных видах мужской, женской, детской одежды: в халатах (особенно купальных), плащах, куртках и пальто.
Кильт (или килт) — клетчатая юбка, запахивающаяся спереди, со складками сзади и по бокам. Форма этих юбок заимствована из национальной одежды горцев Шотландии, поэтому иногда их называют «шотландские юбки». Наиболее распространённые виды отделки: бахрома по вертикальному краю запахивающегося полотнища, плиссировка сзади и по бокам или только сзади, застёжка на 3 – 4 некрупные металлические пряжки, закреплённые на тонких кожаных ремешках, на пуговицах или (как в подлинном народном костюме) на крупную декоративную булавку.
Кимоно — национальная японская одежда, представляющая собой халат с расписными и вышитыми рисунками. В начале нынешнего столетия словом «кимоно» стали обозначать рукава особого покроя (цельнокроеный), т. е. вырезанный вместе с полочкой и спинкой. Такой рукав особенно моден в женском лёгком платье.
Клёш — покрой юбок, имеющих свободно падающие от бёдер фалды, в том числе — клёш-полусолнце, который кроится в форме полукруга, клёш-солнце — в форме полного круга, клёш из нескольких клиньев. Слово «клёш» по-французски значит «колокол» (в ХIII веке так называли большие дорожные накидки без рукавов, но с капюшонами, подбитые мехом и спускающиеся до ступней).
Мягкие женские шляпы с широкими колеблющимися полями (фетровые и плетёные) тоже называются «клёш».
Ковбойка — мужская рубашка из простой клетчатой ткани. Её отличительные черты — свободный покрой, длинные рукава с манжетами на пуговицах и карманы на груди. Иногда уголки воротника пристёгиваются пуговицами.
Лацканы (отвороты) — отогнутые верхние углы полочек пальто, жакетов, пиджаков. В современной одежде особенно распространены лацканы, соединённые с воротниками. Могут быть лацканы без воротника или асимметричные — отворот с одной стороны. В летней молодёжной одежде делают и цветные, даже разного цвета лацканы.
«Летучая мышь» — название одного из вариантов цельнокроеного рукава. Чаще всего используется в женской одежде, в моделях лёгкого платья. Отличительная особенность этой формы состоит в том, что пройма опускается почти до талии, а к запястью рукав резко сужается, плотно обтягивая руку.
Макинтош — непромокаемый плащ. Назван по имени шотландского химика Чарльза Макинтоша, который в 30-х годах прошлого века склеил тонким слоем каучука два полотнища ткани, сделав их непромокаемыми. Для макинтоша характерен прямой силуэт, отложной воротник (с лацканами или без них), сзади шлица, наклонные прорезные карманы, пояс и паты на рукавах.
Митенки. Перчатки с открытыми пальцами. Впервые появились в XVI веке. Делали митенки из шелка, бархата, кружев и даже меха. Подобная форма перчаток использовалась и при разного рода работах. Так, кондукторы трамваев, троллейбусов, автобусов работали в перчатках «без пальцев».
Поло — спортивная рубашка, мягкая и лёгкая, с мягким воротником и застёжкой до середины груди, чаще с короткими рукавами. Термин заимствован из тибетского. языка (так называется игра в мяч), но пришел из Англии.
Пыльник — лёгкое летнее пальто из плотной хлопчатобумажной, шерстяной или шёлковой ткани — диагонали, поплина, репса, габардина, тафты. Форма — свободная, прямая или расширенная.
Реглан — разновидность покроя рукавов; пальто с рукавами такой формы (названо по имени изобретателя этого покроя — английского генерала, носившего пальто с рукавами, имевшими швы от горловины к подмышкам по диагонали).
Ретро — направление моды, использующее мотивы, детали, приёмы моделирования прошлых лет. Ретро-мода не повторяет в точности приёмы и находки прошлого, а использует лишь некоторые из них или создаёт новые модели, слегка напоминающие те, что когда-то носили. Благодаря ретро-моде вернулись в наш гардероб бельевая вышивка на блузках и летних платьях, годэ на юбках, подплечики, рюши и защипы, блестящие шёлковые ткани и панбархат, отделка серебряными и золотыми пуговицами.
Сабо — башмаки, выдолбленные из цельного куска дерева, или кожаные на деревянной подошве с открытой пяткой. С конца 60-х годов в моду вошли сначала сабо в виде деревянной подошвы с кожаным грубым верхом, прибитым декоративными гвоздиками, а затем на толстой литой полиуретановой подошве.
Сарафан. Слово персидского происхождения и означает «одетый с головы до ног». Вопреки этому значению мы сарафаном называем платье без рукавов, оставляющее открытыми шею и плечи. Сарафаны — древняя русская одежда, упоминаемая в русских хрониках XII века.
Саронг — длинная юбка без соединительного шва, свободно запахнутая вокруг бёдер. Такие юбки носят в Индии и Индонезии. В 70-х годах эта форма юбки вошла и в европейскую моду. Запах на юбке должен быть глубоким — от одной трети до половины общего объёма.
Сафари-стиль — тип одежды, в которой широко используются элементы военизированной одежды европейцев, живших в Африке. Название «сафари» означает буквально «охота в африканской саванне». Признаками этого стиля являются погончики, накладные карманы, строчки, прямой силуэт, цвета — хаки, холодный беж, белый различных оттенков.
Свитер — трикотажная кофта, надевающаяся через голову. В отличие от пуловера имеет высокий, закрывающий шею воротник. Разновидность свитера — «водолазка».
Спенсер — короткий пиджак (в мужской одежде) или жакет (в женской), закрывающий лишь талию. Может бьггь однобортным или двубортным, с воротником и лацканами или без них. Появился впервые в английском мужском* костюме в начале XIX века.
Супат — тип застёжки, скрытой под планкой или клапаном. Используется во всех видах одежды.
Ток — женская шляпа без полей. Эти шляпы практически никогда не выходят из моды — лишь меняются их пропорции, форма донышек и линии присада — лицевого края шляпы. Их делают из фетра, соломки, тканей и меха.
Тренчкот — в начале 60-х годов мужские пальто с глухой застёжкой, отложным воротником, полуприталенные, с разрезом на спинке, отдалённо напоминавшие шинели. В настоящее время тренчкотами называют мужские и женские пальто любой формы, в том числе прямые свободные, если они застёгиваются до воротника.
Туника — название многочисленных и разнообразных вариантов очень длинных блуз. Сохранилось со времён античности, но обозначало в разные времена различные предметы одежды, имевшие одну обязательную особенность: прямую удлинённую форму, мягко обрисовывающую фигуру, иногда через обильные, но лёгкие драпировки. В наше время тунику носят чаще всего с юбкой или брюками, но иногда и поверх лёгкого платья.
Тюрбан — головной убор, распространённый в странах Востока. В современной моде широко варьируются формы тюрбана (чаще говорят — чалма, что, в данном случае, одно и то же) из трикотажа, шарфов, иногда делают имитации и на фетровой форме.
Фигаро — короткий, выше талии, жакет (с застёжкой или без неё), чаще всего без воротника. Используется, гл. обр., в женской и детской одежде, как дополнение юбки, брюк или платья. Первоначально был принадлежностью испанского народного костюма.
Фольклорный стиль — одно из распространённых названий стиля одежды, использующего элементы народного костюма различных стран.
Шорты — короткие, выше колен, мужские, женские и детские брюки. Во многих европейских странах и в Америке шорты — традиционная летняя одежда, которую носят люди всех возрастов.