Часто в домашней обстановке возникает необходимость организовать досуг семьи, найти интересные игры и забавы для детей. Игры в условиях квартиры имеют свою специфику: они должны быть более спокойными и менее подвижными, чем игры на открытом воздухе. Ниже приводятся описания некоторых популярных игр (аттракционов и викторин).
Что изменилось? На столе раскладывают различные предметы (игрушки, карандаши, ключи, монеты и т. д.), количество которых зависит от возраста играющих, но, как правило, не превышает 10 – 15. Участникам игры предлагается в течение нескольких секунд запомнить расположение предметов на столе и по сигналу судьи отвернуться или выйти из комнаты; тем временем некоторые из предметов перекладывают или убирают. Побеждает тот, чей ответ на вопрос «Все ли предметы остались на столе и какие переставлены?» будет более точным.
Кто быстрее? Участники игры садятся на стулья в 4 – 5 шагах друг против друга. У каждого в руке небольшая палочка, карандаш или свёрнутая в трубку плотная бумага. Задача: встав по сигналу и держа предмет стоймя на кончике пальца, дойти до стула «противника» и сесть.
Определи не глядя. Участникам игры можно предложить определить на ощупь тип ткани, вид крупы, материал, из которого сделан предмет, и даже названия журналов. В последнем случае соревнующимся вначале даётся возможность посмотреть журналы (по внешнему виду они не должны значительно отличаться друг от друга, например «Огонёк», «Знание — сила», «Смена»).
Эти и подобные им игры аттракционного типа позволяют организовать для всех собравшихся в доме турнир занимательного многоборья. Соревнования проводятся по олимпийской системе: участники разбиваются на пары, проигравшие выбывают из игры и становятся болельщиками, а победители встречаются между собой. С каждым туром задания усложняются: увеличивается расстояние до мишени, число предметов, которые надо запомнить, уменьшается размер колец для метания, мишеней и т. д. Всё необходимое для игр-аттракционов надо подготовить заранее: это сделает их проведение более динамичным. Роль судей выполняют обычно хозяева дома.
Пятиборье за столом. В этом состязании могут участвовать трое-четверо ребят примерно одного возраста. Судья, выбранный заранее (им может стать и кто-либо из взрослых), кладёт перед каждым иголку с тонким ушком и небольшую нитку; карандаш и конверт с нерешённым арифметическим примером (сложить или перемножить два многозначных числа); листок бумаги с нанесённым на него рисунком (контурное изображение животного или геометрической фигуры); кусок шнура или верёвки (1 м); листок бумаги, на котором вверху написана буква.
По знаку судьи все участники одновременно начинают состязание. Каждый должен постараться как можно быстрее выполнить следующие задания: продеть нитку в иголку и на конце завязать узелок; решить арифметический пример; вырезать рисунок точно по контуру; завязать на верёвке десять простых узлов; написать на заданную букву названия пяти городов (или животных, растений и т. п.).
Можно придумать и другие задания: например, вышить стежком рисунок, нанесённый на ткань, пришить пуговицу, заточить карандаш, обернуть бумагой книгу и т. п.
За одну минуту. Участники начинают и заканчивают выполнение заданий одновременно по сигналу судьи.
Задание первое. Каждый получает карандаш и листок бумаги в клетку, на котором начерчен квадрат 10x10 клеток. Задача играющих — в каждой клетке поставить по крестику. Кто поставит больше?
Задание второе. На стол высыпают фасоль (горох, мелкие орешки и т. п.). Каждый должен, пользуясь палочкой (карандашом), передвигать к себе по одной фасолине, стараясь собрать их в своей кучке как можно больше.
«Слепые кассиры». На столе около каждого из играющих кладут по 15 – 20 разных монет. Играющим завязывают глаза. Каждый должен рассортировать свои монеты: отдельно копейки, двух-, трёх-, пяти-, десятикопеечные и т. д. Тот, кто сделает это быстрее и без ошибок, — выигрывает.
«Коршун» и «цыплята». Для этой игры нужны 5 палочек, которые можно сделать из шестигранного карандаша. Играющий должен встать у стола, раздвинуть пальцы левой руки и упереться ими в крышку стола так, как показано на рис. 1, между пальцами положить по палочке (это «цыплята»). Пятую палочку («коршуна») нужно положить на ладонь правой руки. Играющий должен подбросить и поймать правой рукой пятую палочку, предварительно втолкнув в «ворота» одну из четырёх палочек, лежащих на столе. Если палочка — «коршун» — упадёт раньше, чем играющий успеет её поймать, спрятав предварительно «цыплёнка», значит «коршун» унёс «цыплёнка».
Точки и чёрточки. Играют двое. На листке бумаги они расставляют точки «своего» цвета (к примеру, синие и красные) так, как показано на рис. 2. Каждый из играющих цветным карандашом соединяет две свои точки в горизонтальном или вертикальном направлениях. Пересекать линию противника нельзя. Задача играющих состоит в том, чтобы составить из своих чёрточек длинные цепочки и помешать это сделать противнику. Побеждает тот, чьи цепочки окажутся длиннее. Вариант игры — крестики-нолики (рис. 3).
Не зевай! В этой игре должны принять участие 5 – 6 человек. На стол, поставленный в середину комнаты, нужно положить 6 – 7 кубиков (или других мелких предметов, на один меньше числа играющих). Участники игры ходят вокруг стола, держа руки за спиной, ожидая команду. Как только она прозвучит, каждый должен схватить со стола кубик. Тот, кто останется без кубика, выбывает из игры. Один кубик удаляют, и игра повторяется. Выигрывает тот, кому достанется последний кубик.
«Накидушка» (бильбоке). Для игры нужен стаканчик (пластмассовый или деревянный) с привязанным к нему грузиком (рис. 4). Корпусом для «накидушки» может служить также деревянная ложка, изготовленный из картона цилиндр и т. п. Грузик можно сделать из фольги (комок), использовать шарик для настольного тенниса. Нить следует продеть внутрь корпуса в середине дна и закрепить.
Играющий раскачивает стаканчик, стремясь попасть грузиком внутрь. Игру можно разнообразить, прикрепив грузик на резинку: тогда его можно «чеканить» (т. е. ударять им) о внешнюю сторону дна стаканчика. Можно играть только левой рукой или одновременно двумя игрушками. По желанию играющих можно ограничить число попыток или удлинить нить (30 – 60 см).
Познавательные игры и викторины. Игры-соревнования под девизом «Кто больше знает?», «Кто лучше помнит?», требующие от участников не только знаний, но и находчивости, смекалки, вызывают живой интерес у людей разного возраста. Содержание игр-викторин, сложность вопросов и заданий зависят от интересов, знаний и возраста их участников. Материал для таких игр можно найти в различных научно-популярных и молодёжных журналах, субботних номерах газет, можно использовать также вопросы и задания радио- и телевикторин. Участники игр-викторин выступают каждый за себя или объединяются в команды. Их ответы могут быть, в зависимости от условий, устными или письменными. Вопросы и задания для викторин составляются заранее, но в ходе игры участники могут предлагать и свои вопросы, это делает состязание более живым и интересным.
Например, литературная викторина может быть составлена из таких вопросов: назвать все наиболее известные произведения писателя, место его рождения, годы жизни; перечислить персонажей из литературного произведения; определить персонажей по их портретам, высказываниям, назвать их имена, фамилии; определить произведение по эпиграфу, по персонажам, по прочитанной из него цитате или крылатой фразе (например, «Счастливые часов не наблюдают» — Грибоедов, «Горе от ума»), по музыкальному произведению, созданному на его основе («Травиата» Верди — «Дама с камелиями» Дюма-сына); назвать настоящие фамилии писателей по их литературным псевдонимам (например, Стендаль — Анри Бейль, Вересаев — В. В. Смидович). Примерно такого же типа вопросы составляются для викторин, посвященных кино, театру, изобразительному искусству. При проведении этих викторин целесообразно использовать т. н. наглядные вопросы: репродукции картин, фотографии скульптур и архитектурных ансамблей, кадры из кинофильмов, фотографии актёров и т. д. Особенный интерес обычно вызывают викторины, посвящённые киноискусству. В киновикторину можно включить, например, такие вопросы: в каких фильмах снимался тот или иной актёр; какие роли он сыграл; кто автор сценария, постановщик, оператор названного фильма; какие актёры заняты в нём; когда и какой студией выпущен фильм; какие литературные произведения были экранизированы; какие спектакли и каких театров сняты в кино и др.
Домашняя фонотека позволяет провести увлекательные викторины-концерты. Так, по прослушанным в грамзаписи эстрадным песням можно предложить вопросы: кто написал музыку песни, её текст, кто её исполнял, где и когда она впервые прозвучала (например, в каком кинофильме, в исполнении какого актёра, в какой роли), какие ещё песни созданы композитором (поэтом), какие песни, помимо прослушанной, входят в репертуар исполнителя и т. д.
Интересна игра «Отгадай стихотворение». В отсутствие отгадчика выбирается всем известное стихотворение, его делят между играющими: каждому по словосочетанию. Отгадчик задаёт любой вопрос. Отвечающий обязан дать связный правильный ответ и вставить в него «свои» слова из стихотворения так, чтобы отгадчик не обратил на них внимания. Отгадчик по ответам угадывает стихотворение. И кто первый навёл его на правильный путь, тот и становится отгадчиком.
Среди познавательных игр наиболее популярны игры типа «Город стоит на реке...». Надо сделать 20 – 30 небольших карточек из плотной бумаги и на каждой написать название города, стоящего на реке. Участникам вьщаётся по 5 – 6 карточек, каждый по очереди выкладывает на стол карточку, называя реку, на которой стоит указанный на ней город. Если ответ правильный, карточка считается отыгранной, если нет — обменивается ведущим на другую (из запасных). Побеждает отыгравший свои карточки первым. Можно составить несколько вариантов этой игры, меняя её тематику, например: «Столицы и государства» (назвать государства, столицы которых указаны на карточках), «Годы и события» (назвать исторические события по их датам), «Люди и страны» (назвать страну, в которой родился и жил указанный в карточке учёный, писатель, композитор и др.) и др.
Разнообразны игры типа «Слова и буквы». В течение условленного срока вспомнить и написать как можно больше названий городов, кинофильмов, профессий, животных и др., фамилий писателей, художников, учёных, артистов и др., начинающихся с выбранной участниками игры буквы (например, животные на «К»). Написать определённое количеств: слов (имён существительных, только нарицательных), в которых как можно чаще встречалась бы выбранная буква (например, «А» — карандаш, катапульта, саламандра, салака и т. д.) или которые начинаются и заканчиваются «О» (например, «О» — окно, озеро, олово, одеяло, обязательство и т. д.). Составить из букв, входящих в какое-либо одно слово, как можно большее количество других слов (например, агротехника — рот, кот, хна, кино, тара и др.). В этой игре побеждает тот, кто использовал все буквы исходного слова и у кого больше слов, не совпадающих со словами, написанными другими. Написать в алфавитном порядке названия рек, городов, литературных произведений, фамилии известных деятелей науки или искусства и т. д. по одному слову на каждую букву алфавита.
Назвать как можно больше слов-перевёртышей, словосочетаний, фраз и даже целых стихотворений, которые при чтении слева направо и обратно не меняют смысла (они называются палиндромами), например казак, топот, шалаш и т. п.
Изменяя в словах последовательно по одной букве (метаграмма), превратить слово из верхнего ряда в слово, указанное в нижнем ряду (рис. 5): папа — лапа — лама — мама.
Отыскать требуемое слово и образовать от него новые слова путём прибавления или исключения букв (логогриф). Например в сетку футбольных ворот (рис. 6) нужно «забить» б мячей, т. е. вписать по горизонтали 6 слов, содержащих «гол» (голоса, голубь, уголёк, иголка, щёголь, голова).
Незамысловатая весёлая игра «Неведомый зверь». Каждый играющий берёт листок бумаги, рисует вверху голову человека или животного и, загнув рисунок так, чтобы виднелся лишь кончик шеи, передаёт бумажку соседу, который наугад рисует верхнюю часть туловища, следующий — конечности. В итоге — коллекция неведомых существ. Такая игра требует от участников выдумки, остроумия.
Не менее интересны коллективные разгадывания кроссвордов, ребусов, шарад и различных головоломок.
При игре в шарады, например, одна группа играющих мимикой, жестами изображает отдельные части заданного слова, а другая пытается определить всё слово. Команды загадывают шарады друг другу по очереди.
В домашних условиях можно показывать различные фокусы. Например, кладут на стол верёвку длиной 50 – 55 см. Встают около стола и переплетают руки на груди (рис. 7), затем нагибаются и берут поочерёдно каждой рукой по одному концу верёвки. Выпрямляясь, разводят руки — на верёвке завяжется узел.