В отличие от спортивных игр (футбола, волейбола, городков и др.), более сложных в организации и требующих от участников владения специальными навыками и особой тренированности, игры подвижные проще, более разнообразны и не требуют чётких правил и специального оборудования.
Подвижные игры у детей ясельного и младшего дошкольного возрастов — подражательные игры: движения под потешки и песенки взрослых и игры с игрушками. Некоторые игры имеют сюжет и правила («гуси-лебеди»), многие — только правила («салочки», «прятки»). С 4 – 5 лет дети, играя, соревнуются в беге. прыжках, бросках и др. У детей 5 – 6 лет подвижные игры начинают приобретать спортивный характер.
В школьном возрасте форма и содержание подвижных игр усложняются. Особенно полезны игры с определёнными заданиями, в которых действия детей приобретают целенаправленный характер, закрепляются их двигательные навыки, развиваются подвижность и ловкость. Для детей дошкольного и школьного возрастов известно много подвижных игр. Ниже даны описания некоторых из них.
- Можно предложить ребёнку попасть шишкой, мячом или кубиком в небольшой круг с расстояния 5 – 7 м. Если играют 2 – 3 детей, то имеющий наибольшее число удачных попыток из 5 возможных объявляется победителем.
- На земле проводят черту длиной 5 – 6 м, на которой через каждый метр кладут какие-либо предметы (например, мяч, камень и т. д.). Ребёнок должен пройти по черте, двигаясь спиной вперёд, наступая точно на черту и не задевая препятствий (предметов). Можно устроить соревнования со сверстниками.
- Играющие изображают птиц и имеют по «гнезду» (отдельно очерченное место). Но один из играющих — «кукушка» гнезда не имеет. По сигналу взрослого: «Кыш, полетели!» — птицы вылетают из гнезда и летают вокруг. Кукушка — вместе с ними. По сигналу «Домой!» — все, включая кукушку, бегут и занимают любое гнездо. Оставшийся без гнезда становится «кукушкой».
- Подросток должен провести мяч баскетбольным дриблингом по гимнастической скамейке, идя с ним рядом по полу (рис. 1). Вариант: подросток идёт по скамейке, а мяч ведёт по полу.
- Два игрока располагаются на одной линии и берутся за концы гимнастической палки (длина 1 м). На расстоянии 1 – 2 шагов от каждого кладут кубик, булаву или какой-либо другой предмет. Задача игрока, перетянув соперника, достать предмет, лежащий на полу (рис. 2).
- Два участника игры становятся лицом друг к другу, ноги врозь, на расстоянии вытянутой руки и держатся за гимнастическую палку на уровне плеч. Побеждает игрок, заставивший партнёра сойти с места назад. Разрешаются обманные движения (рис. 3).
- По команде взрослого дети (в игре одновременно могут участвовать несколько человек) ставят на палец или на ладонь гимнастическую палку и, балансируя ею, стараются как можно дольше удержать её. Тот, кому это удалось, — победитель. Варианты: играющий держит палку на левой руке, на передней части стопы, не сходя с места (рис. 4).
- Двое игроков (водящие) держат за концы верёвку, на которой висит большой гимнастический обруч. Остальные игроки по очереди в него проскакивают (обязательно в одном направлении). Затем водящие начинают потихоньку раскачивать верёвку с обручем. Игроки, коснувшиеся обруча, выбывают из игры до нового кона. Только очень ловкие останутся в игре при сильной «качке».
- Игроки садятся в ряд или круг, держа руки перед собой «лодочкой» — ладонь к ладони. Водящий вкладывает свою «лодочку» в руки сидящих, чтобы кому-то незаметно от других положить маленькое колечко (или любой мелкий предмет). Обойдя всех, отходит и говорит: «Колечко — колечко, выйди на крылечко!». По этому сигналу игрок с кольцом должен вскочить так, чтобы его не осалили ближние соседи. Иногда играющие договариваются, до какого вытянутой рубежа надо бежать от догоняющих. В другом варианте надо успеть добежать до водящего и отдать ему кольцо.
- Игрок должен раскрутить на земле кубарь (деревянный цилиндр, сточенный снизу), а затем кнутиком подхлёстывать его сбоку, стремясь закрутить как можно сильнее или «провести» по нарисованному маршруту. Если игроков двое, то кубарь запускают на середине площадки и каждый игрок кнутиком стремится загнать его за черту (или нарисованные ворота) противника. При игре можно соблюдать очерёдность и количество ударов. Размеры кубаря могут быть различными, соответственно должен быть подобран кнутик (толщина верёвки). Если от удара кубарь отлетает сильно, то верёвку следует укоротить.